Опера РОСТОВСКОЕ ДЕЙСТВО

Музыкальное представление в двух действиях с прологом и эпилогом (12+)
РЕПЕРТУАР / ОПЕРА / ОПЕРА РОСТОВСКОЕ ДЕЙСТВО

Анонс и фото

Премьера «Ростовского действа» состоялась 30 июня 1982 года и стала одной из знаковых постановок театра Бориса Покровского. Этот спектакль, по словам Покровского, воплощает веру в мир, добро и справедливость — главные ценности русского искусства. Борьба греха и добродетели в спектакле изображена наглядно и драматично, что приводит к светлому финалу, когда главный герой, Натура людская, завершает свой путь словами: «Жизнь, с небеси данна, будь благословенна!».

Спектакль основан на пьесе «Рождественская драма» митрополита Ростовского Димитрия, написанной в 1702 году для актеров-любителей, учеников латино-греческого училища. Пьеса представляет собой близкую к средневековой мистерии историю о рождении Иисуса и Царе Ироде, его страхе перед новым Царём иудейским, избиении младенцев и мучительной смерти Ирода. В пьесе также есть аллегорические Пролог и Эпилог, в которых Натура людская оказывается в центре противоборства Добродетелей и Грехов, Жизни и Смерти.

Постановка «Ростовского действа» включала минималистичные декорации, необходимые для создания атмосферы Рождественской истории. Вертеп с младенцем в яслях, трон Ирода, и другие простые реквизиты помогали воссоздать сцены поклонения пастухов и волхвов, а также дворец Ирода. Несмотря на скромные декорации, драматичность и символизм пьесы оставались на высоте.

Музыковед Евгений Левашёв, соавтор Бориса Покровского, использовал указания в «Рождественской драме» для воссоздания её музыкальной составляющей. Он объединил элементы знаменного распева, кантов, белорусских, польских и украинских псалмов, создавая уникальную музыкальную ткань. Эта музыкальная адаптация позволила превратить пьесу в своеобразное музыкальное представление, сочетавшее чтение стихов и пение.

«Ростовское действо» — это уникальный спектакль, исполненный a cappella без дирижёра и оркестра. Чтение стихов свободно чередуется с пением, создавая впечатляющие звуковые эффекты благодаря стереофоническому размещению солистов и хора. Освещение также играло важную роль: музыка иногда звучала в полумраке, что подчеркивало необычность и драматизм происходящего на сцене.
Место
Камерная сцена
Продолжительность
2 часа 30 минут с одним антрактом
Премьера
30 июня 1982 года

Создатели

Музыкальная реставрация — Евгений Левашёв
Режиссер-постановщик — Борис Покровский
Музыкальный руководитель постановки — Владимир Агронский
Сценограф — Михаил Белкин
Художник по костюмам — Леонид Поляков
Художник по свету — Владимир Ивакин
Хореограф-постановщик — Лилия Таланкина
Руководитель детской группы Камерной сцены — Елена Озерова

Пресса

Краткое содержание

Пролог
В прологе «Ростовского действа» Человек, называемый Натура людская, выражает свою печаль о потерянных добродетелях и достоинствах после изгнания из Рая. Он сетует на то, что, несмотря на сохранение разума и памяти, утратил мудрость, святость и бессмертие. Вера, Надежда и Любовь пытаются его утешить, но Человек подчеркивает, что все добрые качества имеют свои противоположности, и обещает показать зрителям, что происходит из-за грехов. На сцене появляются аллегорические фигуры, олицетворяющие добрые качества и их антиподы, которые вступают в борьбу за человеческую натуру. Противостояние Жизни и Смерти становится апофеозом этой борьбы, и Человек в ужасе осознаёт, как непостоянен мир, отправляясь в путь, за которым следуют аллегорические фигуры.

Действие первое

В окрестностях Вифлеема пастух Афоня ждёт своих товарищей Аврама и Бориса, которые ушли за хлебом. Чтобы не было страшно, он поёт колядку. Когда товарищи возвращаются, они внезапно слышат ангельское пение, возвещающее о рождении Христа. Явившийся им Архангел сообщает о рождении Спасителя, и пастухи отправляются в Вифлеем. Пастухи жалеют младенца Иисуса, который лежит в яслях на остром сене. Появляется Звездочёт, предсказывающий будущее по звёздам. Затем приходят волхвы, следуя за яркой звездой, которая зовёт их поклониться новорождённому.
Действие второе

Действие переносится во дворец царя Ирода, где его свита славит и увеселяет царя. Посланник сообщает о рождении нового царя Иудеи, что приводит Ирода в неистовство. Он решает использовать хитрость, чтобы узнать у волхвов местонахождение младенца, и готовит не только дары, но и оружие. Волхвы рассказывают Ироду о дарах для новорожденного: золото, миро и ладан. Ирод приглашает волхвов в Иудейскую землю и обещает, что никто не будет чинить им препятствий. Сенаторы советуют Ироду убить всех мальчиков до двух лет в Вифлееме. Ирод приказывает выполнить этот жестокий план, и земля Вифлеема обагряется кровью невинных младенцев.

Смерть Ирода

Ирод жалуется на недомогание, и появляется лекарь, перечисляющий все его болезни: чума, желтуха, плеврит, дизентерия, паралич и мозговой удар. Ирод умирает в страшных муках, все отворачиваются от него. Появляется Смерть и заводит свой страшный хоровод. Архангел предрекает Ироду место в аду, и сенаторы чувствуют смрад, исходящий от умирающего царя. Ирод в конечном итоге умирает и падает в пропасть.

Эпилог

В эпилоге добрые и злые аллегорические фигуры обсуждают, что может отрешить человека от жизни вечной. Ни Брань, ни Плач, ни Ненависть, ни Злобие, ни даже Смерть не могут этого сделать. Натура людская вечна и продлит свой род благими делами. Спектакль завершается утверждением вечности человеческой натуры и её способности оставлять память о себе через благие дела.
Made on
Tilda