ОПЕРА МАЗЕПА

Опера Чайковского по мотивам поэмы Пушкина «Полтава» (12+)
РЕПЕРТУАР / ОПЕРА / ОПЕРА МАЗЕПА

Анонс и фото

Мировая премьера оперы «Мазепа» Петра Чайковского состоялась в Большом театре 3 февраля 1884 года и была блестящей как по своему сценическому оформлению, так и по составу исполнителей. Постановка была тщательно продумана, что отмечал брат композитора Модест Чайковский. Особенный успех имели солисты Эмилия Павловская (Мария) и Богомир Корсов (Мазепа). Опера регулярно входила в репертуар Большого театра на протяжении почти полутора столетий, выдержав семь постановок и возобновлений.

Либретто, написанное Виктором Бурениным по поэме Пушкина «Полтава», изначально предназначалось для Карла Давыдова. Однако Давыдов отказался от проекта, и в 1881 году текст передали Чайковскому, который значительно его изменил. Поэма Пушкина вдохновила композитора на создание музыкального произведения о гибели семьи могущественного вельможи Василия Кочубея. Казнь Кочубея в конце второго действия стала кульминацией оперы, предвещая трагический исход для всех героев.

Чайковский сначала был смущен мрачным тоном либретто и сложностью эпического сюжета, но продолжил работу. В опере были исключены сцены с коронованными особами, а Полтавская битва была изображена оркестровыми средствами, отделяя финал от основной части. Важными элементами стали трагическая казнь Кочубея, песня пьяного казака и колыбельная обезумевшей Марии над телом Андрея, которая завершает оперу.

Чайковский сместил акцент оперы в сторону лирики, написав любовный дуэт Мазепы и Марии. Лирические кульминации включают арии Марии, Андрея и Мазепы. Музыка смягчила коварный характер гетмана, добавив ему страстную и нежную сторону. Работа над оперой была сложной, но результатом стал шедевр, соответствующий романтической оперной традиции, с большими конфликтными сценами, любовным треугольником и потрясающим финалом.

После успешных концертных исполнений в марте 2020 года опера вновь вернулась на Историческую сцену. Постановка, осуществленная маэстро Туганом Сохиевым, режиссером Евгением Писаревым и сценографом Зиновием Марголиным, сохранила сюжет, но постепенно изменила исторический фон событий. Спектакль отражает восприятие Украины как «территории тревоги» и завершается христианским всепрощающим финалом, делая историю, рассказанную Пушкиным и Чайковским, актуальной для наших дней.
Место
Историческая сцена
Продолжительность
3 часа 30 минут с одним антрактом
Премьера
23 июня 2021 года

Создатели

Либретто Петра Чайковского по поэме Александра Пушкина «Полтава» с частичным использованием либретто Виктора Буренина
Дирижер-постановщик — Туган Сохиев
Режиссер-постановщик — Евгений Писарев
Сценограф — Зиновий Марголин
Режиссер по пластике — Албертс Альбертс
Художник по костюмам — Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Главный хормейстер — Валерий Борисов
Хореограф — Ирина Кашуба

Пресса

Краткое содержание

Действие I

Мария, юная дочь Василия Кочубея, влюблена в старого гетмана Мазепу. Несмотря на чувства Андрея, который безуспешно признается ей в любви, Мария не может противостоять страсти к Мазепе. Когда Мазепа просит у Кочубея руки Марии, вспыхивает ссора. Кочубей возмущен мыслью о том, чтобы отдать дочь старику. На шум сбегаются гости, включая Марию, её мать Любовь, Искру, Андрея и гвардию Кочубея. Ссора готова перерасти в вооруженное столкновение. Мазепа требует от Марии выбора между ним и родными. Девушка бросается в его объятия, и Мазепа грозит Кочубею местью. Родные и друзья не прощают Марию, и в доме Кочубея зреет заговор. Они пишут донос царю о предательстве Мазепы, и Андрей вызывается доставить его в Москву.
Действие II

Царь не поверил доносу и выдал Кочубея Мазепе. Кочубей ожидает казнь на следующее утро. Мысль о том, что он умрет, не отомстив гетману, не дает ему покоя. Появляется Орлик, требуя указать спрятанные сокровища. Кочубей с иронией рассказывает о своих чести и чести дочери, украденных Мазепой, и о мести, которая наполняет его душу. Мазепа размышляет, что будет с Марией, когда она узнает о казни отца, но остаётся тверд в своем решении. Мария, расстроенная и подозревающая охлаждение Мазепы, вдохновлена его честолюбивыми планами и готова пожертвовать даже отцом. Неожиданно появляется Любовь Кочубей и умоляет дочь спасти отца. Мария в ужасе от того, что её любимый казнит её отца. Она падает без чувств, но мать настаивает, что Мария должна действовать немедленно.

Толпа собирается на казнь. Женщины увещевают Пьяного казака, который поет песню. Привозят осужденных Кочубея и Искру, которые молятся перед казнью. Казнь свершилась, и Любовь с Марией появляются слишком поздно, чтобы спасти Кочубея.

Действие III

Разрушенный дом Кочубеев. Андрей, пылая местью, искал Мазепу в битве, но изменник бежал. Андрей вспоминает о Марии и потерянной любви. Внезапно появляются Мазепа и Орлик. Андрей бросается на Мазепу, но получает смертельное ранение. Появляется Мария, потерявшая рассудок от пережитых потрясений. Мазепа пытается привести её в чувство, но она не узнает его и боится.

Орлик торопит Мазепу, и тот вынужден оставить Марию. Она склоняется над раненым Андреем, но не узнает его. Он умирает под колыбельную песню безумной Марии.
Made on
Tilda