Опера ИДИОТ

Литературная опера по мотивам романа Достоевского (16+)
РЕПЕРТУАР / ОПЕРА / ОПЕРА ИДИОТ

Анонс и фото

Опера Мечислава Вайнберга по роману Достоевского «Идиот» была закончена в 1986 году. Первая редакция для небольшого состава была представлена в 1991 году на сцене Камерного музыкального театра, частью которого сейчас является Большой театр. Премьера полноценной сценической версии прошла в 2013 году в Национальном театре Мангейма, а текущая постановка в Большом театре состоялась в 2017 году под руководством польского дирижера Михала Клаузы и режиссера Евгения Арье.

В течение XX века произведения Достоевского вдохновляли многих композиторов, и опера «Идиот» не стала исключением. Роман уже был адаптирован несколькими композиторами, такими как Валериан Богданов-Березовский и Владимир Кобекин. Фигура Князя Мышкина, стремящегося изобразить «вполне прекрасного человека», всегда привлекала внимание и вызывала неоднозначные оценки.

Либретто оперы было создано в соавторстве с известным музыковедом Александром Медведевым, близким другом Вайнберга. Опера первоначально включала четыре действия, десять картин и более трех часов музыки, что не всегда возможно для современных постановок. Поэтому опера подвергалась сокращениям для сценического исполнения, сохраняя основные события и ключевых персонажей.

Особое внимание было уделено организации сценического пространства, которое вынесено на три площадки. Это позволило создать кинематографический эффект с мгновенными переходами между сценами, что усилило драматическое воздействие и помогло сконцентрировать действие. Этот прием стал визитной карточкой оперы и демонстрирует мастерство Вайнберга, накопленное за годы работы в кинематографе.

Несмотря на скромную историю постановок, опера «Идиот» привлекла внимание благодаря разнообразию режиссерских трактовок и сценических воплощений. Вайнберг верил, что настоящая опера всегда найдет своих слушателей и будет востребована.
Место
Новая сцена
Продолжительность
3 часа 5 минут с одним антрактом
Премьера
12 февраля 2017 года

Создатели

Либретто Александра Медведева по одноименному роману Федора Достоевского
Аранжировка — Филипп Адам
Дирижер-постановщик — Михал Клауза
Режиссер-постановщик — Евгений Арье
Художник-сценограф — Семён Пастух
Художник по костюмам — Галина Соловьёва
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Режиссер по пластике — Игорь Качаев
Видеосценограф — Ася Мухина
Главный хормейстер — Валерий Борисов

Пресса

Краткое содержание

Действие I

Картина первая
Князь Лев Николаевич Мышкин возвращается в Петербург после долгого лечения в Швейцарии. В купе поезда он знакомится с Парфеном Рогожиным и Лебедевым. Рогожин, только что получивший два миллиона рублей в наследство от внезапно скончавшегося отца, рассказывает о своей безумной любви к Настасье Филипповне, на которую он потратил десять тысяч рублей. Настасья Филипповна с волнением ждет вечера, когда решится ее судьба.

Картина вторая
Генерал Епанчин и Афанасий Иванович Тоцкий обсуждают судьбу Настасьи Филипповны, содержанки Тоцкого. Они планируют выдать ее за Гаврилу Иволгина (Ганю), чтобы Тоцкий мог жениться на дочери Епанчина Аглае. Ганя соглашается на брак в обмен на значительное вознаграждение. Князь Мышкин прибывает познакомиться с семейством Епанчиных. Генерал недоволен нежеланным гостем, у которого нет ни планов, ни средств к существованию. Рогожин намерен расстроить свадьбу Гани и требует собрать сто тысяч к вечеру.

Картина третья
Князь снимает комнату у Иволгиных и произносит взволнованный монолог о несправедливости мира. В гостиной семья обсуждает планы Гани на брак с Настасьей Филипповной. Варя, сестра Гани, в ужасе от его намерений. Появляется сама Настасья Филипповна, ее знакомство с князем производит на нее сильное впечатление. Вваливается пьяная толпа во главе с Рогожиным, пытающимся перекупить Настасью Филипповну и сорвать брак. Ганя пытается ударить Варю, но князь его останавливает.

Картина четвертая
В гостях у Настасьи Филипповны собрались генерал Епанчин, Лебедев, Тоцкий и Ганя. Неожиданно появляется князь. Настасья Филипповна просит его решить, выходить ли ей замуж за Иволгина. Князь убеждает ее отказаться. Рогожин приносит сто тысяч рублей. Князь предлагает Настасье Филипповне выйти за него, утверждая, что она ни в чем не виновата и является страдалицей. Она отказывается, считая, что погубит князя. Настасья Филипповна бросает деньги в камин и приказывает Гане достать их. Ганя падает в обморок, Рогожин и Настасья Филипповна уезжают.

Картина пятая
Князь приезжает к Рогожину. Парфен уверен, что Настасья Филипповна любит князя. Мышкин уверяет его, что им движет только жалость. Князь и Рогожин братаются. Рогожин замахивается на князя, но тот падает в беспамятстве, и убийца отступает.
Действие II

Картина шестая
На даче у Лебедева в Павловске князь оправляется после падения. Семейство Епанчиных навещает его. Аглая поет балладу о «рыцаре бедном», но предположение о возможном браке с князем приводит ее в ярость. Епанчина сокрушается, как тяжело быть матерью взрослых дочерей.

Картина седьмая
Аглая назначает князю свидание в парке и просит его помочь ей бежать из дома. Её терзают мысли о прошлых отношениях князя с Настасьей Филипповной, которая пишет ей письма, уговаривая выйти за князя. В смятении Аглая убегает. Появляется Настасья Филипповна, спрашивая князя, счастлив ли он.

Картина восьмая
Епанчины узнают, что князь является женихом Аглаи. На вопрос о намерении жениться на ней, князь отвечает утвердительно. Лебедев сообщает князю, что Аглая назначила свидание Настасье Филипповне.

Картина девятая
Князь и Аглая приходят к Настасье Филипповне. Соперницы ставят его перед выбором, и князь, не в силах преодолеть сострадание, остается с Настасьей Филипповной. Но свадьба не состоялась: невеста сбегает с венчания к Рогожину.

Картина десятая
Настасья Филипповна мертва — её зарезал Рогожин. Пришедший к нему князь узнает об убийстве.
Made on
Tilda