Премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» состоялась 29 октября 1787 года в Праге и сразу же завоевала огромную популярность. Вскоре опера была исполнена в различных городах, таких как Вена, Лейпциг, Франкфурт, Москва, Лондон и другие. Либретто оперы, основанное на средневековой легенде о распутном севильском аристократе Доне Хуане Тенорио, написал Лоренцо Да Понте. История о Доне Жуане, наказанном монахами и низверженном в ад статуей командора, вдохновила множество литературных и музыкальных произведений, но именно версия Моцарта стала самой известной и признанной.
Опера «Дон Жуан» необычна своим жанром, сочетающим в себе комедию и трагедию, любовные похождения и убийство, гедонизм и мистику. В опере два финала: первый — трагический, в котором Дон Жуан проваливается в адскую бездну, и второй — назидательный, где остальные герои обсуждают его судьбу и строят планы на будущее. Мотивы поступков главных героев, Дон Жуана и Донны Анны, остаются неоднозначными и вызывают множество вопросов. Так, неизвестно, было ли что-то между ними до их первого появления на сцене, и почему Дон Жуан, несмотря на своё обаяние, не может соблазнить ни одну женщину на протяжении всей оперы.
Гениальность музыки Моцарта и сложность сюжета сделали «Дон Жуана» «магическим кристаллом», сквозь который будущие поколения видели самих себя. Опера оказала влияние на творчество романтиков, таких как Гофман, Пушкин и Мериме. Она также вдохновила Чайковского на создание «Серенад Дон Жуана». «Дон Жуан» был впервые представлен на сцене Большого театра в 1825 году и с тех пор неоднократно возвращался на подмостки, становясь одной из самых часто исполняемых опер Моцарта.
Текущая постановка на Новой сцене Большого театра была выпущена постановочной группой, включающей Тугана Сохиева (дирижёр-постановщик), Семёна Спивака (режиссёр), Сергея Грицая (хореограф), Семёна Пастуха (сценограф) и Галину Соловьёву (художник по костюмам). В этой версии герои принадлежат к обществу, где царит бесконечный праздник, гедонизм и жажда наслаждений. Спектакль повествует о человеке, который живёт игрой и любовью к жизни, стремясь получить от неё всё, не успевая вовремя остановиться. В отношениях героев нет жестокости, напротив, они кажутся простодушными и наивно беззащитными, что придаёт опере особую эмоциональность и естественность.
Режиссёр-постановщик подчеркивает, что его спектакль не только о соблазнителе, но и о человеке, который проживает целую жизнь, приходя к финалу в старости. Превращение Дон Жуана в старика как будто бы пробуждает в нём ребенка, что способствует воплощению знаменитой оперы в духе театра переживания, с естественными эмоциями и реакциями, необычными для современного театра.