Опера дон карлос

Костюмированная постановка оперного шедевра Верди (12+)
РЕПЕРТУАР / ОПЕРА / ОПЕРА ДОН КАРЛОС

Анонс и фото

Верди написал оперу «Дон Карлос» для Парижа, чтобы соответствовать жанровым требованиям французской «большой оперы». Первая редакция была закончена в 1866 году, а премьера состоялась 11 марта 1867 года. В процессе создания произведения композитор вносил многочисленные изменения. Среди различных редакций наиболее часто исполняется четырехактная «миланская» версия, завершенная в 1884 году. Опера знаменует переход Верди от эмоциональных произведений, таких как «Травиата», к глубокому психологизму.

Либретто оперы основано на одноименной драме Фридриха Шиллера. Главный герой, испанский инфант Карлос, предстает как благородный влюбленный и защитник угнетенных. В «Доне Карлосе» Верди достигает сочетания романтического пафоса и глубокого исследования внутреннего мира героев. Богатство мелодий и тембральных красок сделали эту оперу широко популярной.

Впервые опера была представлена в Большом театре 2 ноября 1876 года силами Итальянской труппы под управлением дирижера Энрико Бевиньяни. В 1917 году Федор Шаляпин возобновил постановку, где сам исполнил роль короля Филиппа. В третьей постановке 1963 года, в честь 150-летия со дня рождения Верди, режиссер Иосиф Туманов и художник Вадим Рындин создали спектакль, который оставался в репертуаре двадцать пять лет.

В 2000-х годах новое прочтение «Дона Карлоса» в Большом театре предложил британский режиссер Эдриан Ноубл. Сценографию создал Тобиас Хохайзель, а костюмы — Мориц Юнге. Постановщики стремились воссоздать на сцене мир Испании XVI века, оставаясь верными времени и месту действия.

Опера «Дон Карлос» актуальна и сегодня, так как поднимает вечные проблемы государства и личности, политики и свободы человека. Она сохраняет жажду свободы и дух восстания, которые, по мнению Эдриана Ноубла, делают произведение значимым для зрителей всех времён.
Место
Историческая сцена
Продолжительность
3 часа 30 минут с одним антрактом
Премьера
17 декабря 2013 года

Создатели

Либретто Франсуа-Жозефа Мери и Камиля дю Локля
Дирижеры — Роберт Тревиньо, Джакомо Сагрипанти
Режиссер-постановщик — Эдриан Ноубл
Художник-постановщик — Тобиас Хохайзель
Художник по костюмам — Мориц Юнге
Художник по свету — Жан Кальман
Главный хормейстер — Валерий Борисов
Хореограф — Даррен Росс
Художник по гриму — Кемпбелл Янг

Пресса

Краткое содержание

В 1556 году император Карл V отрекается от престола и уходит в монастырь Св. Иеронима в Юсте. Его сын Филипп II становится королем Испании и, чтобы укрепить мир с Францией, женится на невесте своего сына, принцессе Елизавете Валуа.

Действие I

Сцена 1. Монастырь Сан-Юсте
Карлос, наследник престола, слышит молитву монаха перед гробницей Карла V и узнает голос своего деда-императора. К Карлосу подходит его друг, Родриго, маркиз Поза. Карлос жалуется на утрату любви к Елизавете, своей бывшей невесте, теперь ставшей его мачехой. Поза убеждает Карлоса забыть о личных переживаниях и посвятить себя делу освобождения Фландрии. Они клянутся поддерживать друг друга до смерти.

Сцена 2. Сад у стен монастыря Сан-Юсте
Придворные дамы ждут королеву Елизавету у стен монастыря, так как им не разрешено входить внутрь. Княгиня Эболи развлекает их пением. Появляется Елизавета, за ней приходит Поза, который привез письмо от матери королевы и тайно передает записку от Карлоса. Поза просит Елизавету встретиться с Карлосом, а Эболи в это время мечтает о возможном романе с инфантом. Елизавета соглашается встретиться с Карлосом и отсылает придворных.

Карлос просит Елизавету помочь ему получить разрешение на отъезд во Фландрию. Во время разговора он теряет сознание от волнения. Придя в себя, Карлос признается в любви к Елизавете, но она отвергает его. В отчаянии Карлос убегает. В сад входит Филипп со свитой и выражает недовольство тем, что королева осталась одна, нарушив его приказ. Он изгоняет виновную фрейлину из Испании.

После ухода придворных Филипп приказывает Позе остаться. Он хочет вознаградить маркиза за верную службу, но Поза просит только о свободе для других. Маркиз описывает страдания Фландрии, а Филипп отвечает, что это цена мира. Поза говорит, что такой мир напоминает могилу и умоляет короля даровать свободу людям. Смелость Позы впечатляет Филиппа, и он делится своими подозрениями относительно жены и сына, назначив Поза своим советником, но предупреждает его опасаться Великого инквизитора.
Действие II

Сцена 1. Сады королевы
Карлос приходит на назначенное ему свидание у фонтана, полагая, что его ждет Елизавета. Однако вместо нее появляется Эболи, которая и написала записку. Ее лицо скрыто, и Карлос ошибочно принимает ее за королеву. Когда обман раскрывается, Карлос понимает, что Эболи знает о его любви к Елизавете. Поза приходит и угрожает Эболи, требуя хранить тайну. Она, возмущенная отвергнутыми чувствами, намерена мстить Карлосу. Поза предлагает Карлосу спрятать у него компрометирующие бумаги. Карлос сомневается, но в конце концов доверяет своему другу.

Сцена 2. Площадь перед базиликой Богоматери Аточа
Народ собирается на площади, вознося хвалу королю Филиппу и ожидая аутодафе. Монахи ведут еретиков, осужденных инквизицией, к месту казни. Филипп, выйдя из церкви, клянется карать врагов Господа. Карлос приводит на площадь посланцев из Фландрии, молящих о милосердии. Филипп отказывает, считая их предателями. Карлос дерзко просит отца назначить его правителем Фландрии. Филипп отказывается, и Карлос обнажает шпагу. Придворные боятся сражаться с ним, но Карлос сдается по просьбе Позы. Филипп награждает Позу титулом герцога. Казнь еретиков продолжается.

Действие III

Сцена 1. Кабинет короля
Филипп в своем кабинете размышляет о жизни, чувствуя себя нелюбимым и обремененным. Приходит Великий инквизитор, с которым Филипп советуется насчет судьбы Карлоса. Инквизитор готов простить Филиппу убийство сына ради спокойствия в стране и требует отдать Позу под трибунал инквизиции. Филипп отказывается, и инквизитор угрожает ему церковным судом.

Елизавета вбегает в кабинет, жалуясь на кражу ларца с драгоценностями. Филипп показывает ей ларец с портретом Карлоса, обвиняя жену в неверности. Елизавета теряет сознание, Филипп зовет на помощь. Поза и Эболи приходят, и Поза решает действовать незамедлительно. Елизавета, придя в себя, горюет о прошлом. Эболи признается в краже и в том, что была любовницей Филиппа. Елизавета дает ей выбор: изгнание или постриг. Эболи проклинает свою красоту и решает спасти Карлоса.

Сцена 2. Темница дона Карлоса
Карлос в темнице. Поза приходит и сообщает, что взял вину Карлоса на себя, и теперь его ждет смерть. Поза прощается с другом и завещает ему спасти Фландрию. Поза умирает, сообщив Карлосу, что Елизавета ждет его в монастыре Сан-Юсте. Филипп приходит, чтобы освободить Карлоса, но толпа требует инфанта. Великий инквизитор усмиряет бунт, и народ преклоняется перед королем.

Действие IV

Монастырь Сан-Юсте
Елизавета молится у гробницы императора Карла V. Приходит Карлос и говорит ей, что посвятит себя спасению Фландрии. Они прощаются, надеясь встретиться в лучшем мире. Их прерывают Филипп и Великий инквизитор. Филипп предает Карлоса инквизиции. В этот момент гробница открывается, и из нее выходит монах, укрывает Карлоса плащом и уводит за собой. Все узнают в монахе Карла V.

Награды и премии

  • Российская национальная театральная премия «Золотая маска» 2015
    Премия:
    • Лучшая мужская роль» (Дмитрий Белосельский)
    Номинации:
    • Лучший спектакль в опере
    • Лучшая работа дирижера
    • Лучшая работа художника в музыкальном театре
    • Лучшая женская роль (Вероника Джиоева)
    • Лучшая мужская роль (Игорь Головатенко)
Made on
Tilda