Опера черевички

Комико-фантастическая опера в двух действиях (12+)
РЕПЕРТУАР / ОПЕРА / ОПЕРА ЧЕРЕВИЧКИ

Анонс и фото

Опера «Черевички» редко появлялась на сцене Большого театра. Знаковым событием стала постановка 1941 года, осуществленная дирижером Александром Мелик-Пашаевым и режиссером Рубеном Симоновым. В этом спектакле участвовали выдающиеся исполнители того времени, и с тех пор «Черевички» стали настоящим раритетом, сегодня опера исполняется только на Камерной сцене Большого театра.

Изначально опера на этот сюжет должна была быть написана Александром Николаевичем Серовым. В 1870 году Петербургское русское музыкальное общество заказало ему оперу по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Либретто должен был написать поэт Яков Полонский. Однако Серов скончался в 1871 году, и работа над оперой была приостановлена.

Через три года был объявлен конкурс на сочинение оперы по уже готовому либретто, который выиграл молодой Петр Ильич Чайковский. Его опера «Кузнец Вакула» была впервые представлена на сцене Мариинского театра 6 декабря 1876 года, но не имела большого успеха. Чайковский сам признавал, что его сочинение страдало от излишней сложности и недостатка чувства меры.

Через десять лет Чайковский переработал оперу, и она получила новое название — «Черевички». Премьера новой версии состоялась в Москве в Большом театре 31 января 1887 года. Несмотря на отличное дирижерское выступление самого Чайковского и положительную реакцию публики, опера не стала репертуарной.

Сегодня «Черевички» остаются редкостью на оперной сцене и являются значимым произведением в истории русского музыкального искусства. Спектакль в исполнении Большого театра продолжает привлекать внимание зрителей своей уникальной музыкальной и драматической атмосферой.
Место
Камерная сцена
Продолжительность
2 часа с одним антрактом
Премьера
28 ноября 2008 года

Создатели

Либретто Якова Полонского по повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Дирижер-постановщик — Игорь Громов
Режиссер-постановщик — Ольга Иванова
Сценография — Ирина Акимова, Юрий Устинов
Художник по костюмам — Юлия Акс
Хореограф-постановщик — Лилия Таланкина

Пресса

Краткое содержание

Как же можно в Рождественскую ночь на хуторе Диканька скучать? А вот Солоха, сварливая женщина, скучает в одиночестве, пока её сын, кузнец Вакула, веселится друзьями. Бес, старый друг Солохи, хочет отомстить Вакуле за карикатуру, которую тот нарисовал на него, и насылает сильную метель. Вьюга валит с ног гуляющих, в том числе Чуба и Панаса, которые заблудились в поисках шинка.

Дочь Чуба, красавица Оксана, прихорашивается перед зеркалом. Вакула, увлечённый её красотой, случайно выталкивает Чуба из хаты, не узнав его. Оксана упрекает Вакулу, заявляя, что у неё есть другой возлюбленный, но позже жалеет о своих словах. Она отказывается идти колядовать с подругами, признаваясь себе, что любит Вакулу.
Тем временем в доме Солохи происходит переполох. Пан Голова, Школьный учитель и Чуб поочередно приходят к ней, каждый пытается её обольстить. Солоха прячет их в мешки, чтобы избежать встречи с Вакулой, который внезапно появляется у двери.

Молодёжь весело колядует, и Оксана видит у подруги красивые черевички. Вакула обещает достать для неё такие же, если она выйдет за него замуж. Оксана соглашается, и Вакула отправляется в путь, встречая Беса, который предлагает ему сделку. Однако Вакула перехитрил Беса, оседлав его и полетел в Петербург к царице за черевичками.

В Петербурге на светском балу Вакула с запорожцами стоит перед императрицей. В трепете он просит у неё черевички, и, к его удивлению, императрица дарит ему их. Вакула возвращается в Диканьку, где его встречают Солоха и Оксана. Он просит прощения у Чуба и вручает Оксане черевички. Оксана отвечает, что счастлива и без них. Народ ликует, поёт, пляшет и пьёт горилку, величая молодых.
Made on
Tilda