Опера БЕАТРИЧЕ И БЕНЕДИКТ

Опера в двух действиях на музыку Гектора Берлиоза (12+)
РЕПЕРТУАР / ОПЕРА / ОПЕРА БЕАТРИЧЕ И БЕНЕДИКТ

Анонс и фото

Прошло полтора века с момента премьеры последней оперы Гектора Берлиоза «Беатриче и Бенедикт», и теперь Большой театр решился представить её в России. Опера-комик, написанная Берлиозом, сочетает музыкальные номера и разговорные диалоги, и хотя она не столь известна, как «Кармен» Бизе, она привлекает внимание своим музыкальным решением и интересным сюжетом. Музыка оперы насыщена эффектными ариями и яркими дуэтами, а также содержит талантливые стилистические аллюзии к Генделю, Доницетти и Мейерберу.

Берлиоз лично работал над либретто, выбрав сюжетную линию из шекспировской комедии «Много шума из ничего», где главные герои, Беатриче и Бенедикт, отказываются признавать свою взаимную любовь. Чтобы они поженились, друзьям приходится хитростью убеждать каждого из них по отдельности. В оригинальной пьесе Шекспира комедийная линия пересекается с другими сюжетами, такими как история Геро, обвинённой в измене. Однако Берлиоз сократил эту линию, сосредоточившись только на отношениях главных героев.

Сценическая постановка оперы вызывает смешанные чувства из-за сокращённой версии, которая иногда кажется не столь динамичной. Тем не менее, музыкальная сторона произведения остаётся на высоком уровне. Над спектаклем работал художественный руководитель петербургского театра «Зазеркалье» Александр Петров совместно со сценографом Семеном Пастухом и художником по костюмам Галиной Соловьевой.

В итоге, Большой театр представил оперу, которая хоть и не является шедевром на уровне «Кармен», всё же привлекает зрителя своей музыкальной изысканностью и комедийным сюжетом. Этот спектакль стал важным событием в оперной жизни России, давая зрителям возможность насладиться редкой и изящной работой Гектора Берлиоза.
Место
Новая сцена
Продолжительность
2 часа 40 минут с одним антрактом
Премьера
20 июля 2023 года

Создатели

Либретто композитора по комедии Уильяма Шекспира «Много шума из ничего»
Дирижёр-постановщик — Жюльен Салемкур
Режиссёр-постановщик — Александр Петров
Сценограф — Семён Пастух
Художник по костюмам — Галина Соловьёва
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Режиссёр по пластике — Албертс Альбертс
Главный хормейстер — Валерий Борисов

Пресса

Краткое содержание

Действие I

В Мессине жители готовятся встречать солдат под командованием генерала дона Педро, которые одержали победу в сражении. Губернатор Леонато возглавляет торжества, а рядом с ним его дочь Геро и племянница Беатриче. Девушки расспрашивают о судьбе воинов, и Геро с нетерпением ждет возвращения своего возлюбленного Клавдио, радуясь его подвигам. Беатриче, всегда готовая к насмешкам, ждет новостей о Бенедикте, который возвращается с медалью за храбрость.

Леонато организует репетицию церемонии встречи с горожанами и капельмейстером Сомароне. Беатриче язвительно комментирует происходящее, а Геро ждет встречи с Клавдио, который вскоре появляется вместе с Бенедиктом и доном Педро. Все рады видеть друг друга, хотя некоторые солдаты ранены, и Леонато сворачивает церемонию, чтобы предложить помощь. В больничной палате Беатриче и Бенедикт продолжают дразнить друг друга, наслаждаясь этим процессом.

Дон Педро и Клавдио замечают, что Беатриче и Бенедикт идеально подходят друг другу. Они решают разыграть их с помощью Геро и Урсулы, чтобы поженить той же ночью. Мужчины громко обсуждают достоинства Беатриче, зная, что Бенедикт их подслушивает, утверждая, что девушка якобы влюблена в него. Подруги Беатриче действуют аналогично, распевая похвалы в адрес Бенедикта и любви.
Действие II

Беатриче и Бенедикт попадают в ловушку своих чувств. Они записывают признания и поэтические строки, но выбрасывают их. Друзья подбирают обрывки записок. В ожидании свадебной церемонии Геро делится своим счастьем с Беатриче и замечает перемену в её настроении. Язвительность Беатриче сменяется нежностью, но она не готова сдаться. Она утверждает, что лучше уйдет в монастырь, чем признает свою любовь.

Начинаются торжества, под руководством Сомароне горожане поют гимны страсти и вину, а затем отправляются в церковь. Беатриче остается одна, растерянная. Бенедикт просит её вернуться на праздник, но их разговор снова превращается в обмен уколами. Тем временем процессия возвращается, и нотариус уже подготовил свадебный договор для второй пары.

Беатриче и Бенедикт клянутся в нелюбви друг к другу, но у их друзей есть доказательства обратного: записки, в которых они признаются в своих чувствах. Беатриче и Бенедикт смотрят друг на друга и ставят подписи под брачным договором. Любовь побеждает, и все славят молодожёнов.
Made on
Tilda